Главная » Статьи » Новые технологии в обучении » Дебаты |
Сегодня одной из наиболее популярных технологий среди
педагогов в современной школе является технология дебатов. Как
образовательная технология дебаты позволяют решить большую группу
воспитательных задач, к числу которых относятся: формирование
коммуникативной и информационной культуры; воспитание толерантности,
терпимости к иным точкам зрения; развитие критического мышления;
развитие навыков саморегуляции и самоконтроля в напряженных социальных
ситуациях. Проведение дебатов является эффективным средством
обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию,
находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они так же
развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на
общественное мнение или изменить проводимую политику. В
учебном процессе использование технологии «Дебаты» позволяют решить
целый комплекс задач, стоящих перед современным образованием. Рассматривая
образовательный аспект Программы "Дебаты", мы считаем важным выделить
ее роль в формировании личности. При этом формируемые способности и
навыки мы расцениваем лишь как дополнение к личностным ресурсам. Главное
же для нас - ситуация становления и развития. Дебаты
позволяют развить навыки эффективного публичного выступления, работы с
информацией, подготовки кейса, стресстоустойчивости, работы с вопросами,
командного взаимодействия; расширить кругозор; развить коммуникативную
компетентность. Кроме того, Дебаты позволяют распространять гуманитарные
ценности толерантности и терпимости в противоположной точке зрения. Навыки и умения, приобретаемые в ходе освоения технологии «Дебаты»: Игра
"Дебаты" - это соревнование, которое стимулирует подростка освоить все
имеющиеся приемы и применять их с максимальной эффективностью в
зависимости от ситуации общения. Игры носят, прежде всего, ценностный
характер. Они формируют активную гражданскую позицию и способствуют
социализации и самореализации подростков. Кроме того, игра - это
активный способ организации досуга школьников. Технология дебатов предполагает по своему содержанию «выращивание» рефлексивной компоненты у школьников. При этом не надо создавать специальные условия типа организационно-деятельностных, организационно-мыслительных игр. Содержание дебатной технологии сохраняется, а содержание материала постоянно меняется, что позволяет довести рефлексивные процедуры до устойчивых навыков. В том случае, если рефлексия становится постоянным атрибутом мышления человека, мы можем говорить о том, что реально существует способность к саморазвитию. Ученик человек самостоятельно будет выступать для себя как в роли автора, критика, проектировщика, так и в роли организатора коммуникативных, согласовательных процессов, а в последующем, при необходимых усилиях, может владеть и методологическим мышлением.
Результаты использования технологии "Дебаты":• создает условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение; • способствует формированию умений и навыков: работы с источниками, документами, справочными материалами, периодикой и т.д. • развивает устную речь; • учит критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения; • учит слушать и слышать не только свое, но и другое мнение; • учит работать сообща ради достижения общей цели; • учит корректно общаться. Дебаты
- это интеллектуальная игра, в которой две команды, обсуждая заданную
тему, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного
тезиса, чтобы убедить членов жюри (судей) в своей правоте и опыте
риторики. Технология "Дебаты" представляет собой не только увлекательную
игру, но и эффективное средство развития человека, формирования
качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного
общества. В процессе поиска аргументов участники дебатов знакомятся с
новой для себя областью знаний, учатся искать и обрабатывать информацию,
логически мыслить, определять стратегию спора, вести дискуссию,
выслушивать собеседника, работать в команде. Дебаты способствуют развитию Современная
ситуация в системе образования отражает ситуацию в стране в целом.
Строительство нового общества проецируется на образование его
реформированием, причем это затрагивает различные аспекты: младшую,
среднюю и высшую школы. Реформирование системы образования затрагивает
не только структурные, но и содержательные компоненты. Процесс, который будет обеспечивать выращивание у учащихся способности к саморазвитию является рефлексивная деятельность.
Механизм формирования
Психологи
утверждают, что рефлексия появляется у человека примерно с 1,5 лет и
окончательно она бывает развита у человека к 20-ти годам. Если не
воспитывать потребность в рефлексии, желание рефлексировать, то у
человека потребность в рефлексии практически не возникает, т.е. он так и
не научится отслеживать, что с ним происходит, какая именно мысль или
эмоция спровоцировала его на определенные поступки и каким образом он их
совершает. Механизм – это процесс, состоящий из описания этапов и методов: | |
Просмотров: 1199 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |