Современные условия развития общества требуют переориентации
обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие
личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности
мышления и чувства личной ответственности как нравственной
характеристики личности. В такой педагогической теории обучения ученик
становится субъектом в учебном процессе, а его деятельность носит
активный познавательный и творческий характер и направлена на
приобретение каждым ребенком в ходе учебных занятий социального опыта.
В основе технологии модульного обучения лежит поэтапное
формирование умственных действий, индивидуализированный темп работы и
преимущественно самостоятельная проработка учащимися учебного материала.
Сама организация процесса обучения предоставляет большие возможности
для развития ученика как субъекта учебной деятельности, формирует
навыки самообразования и осознанного целеполагания. Уровневая
организация учебной деятельности позволяет ученику сделать выбор и
оценить свою работу.
Технология реализует на практике следующие идеи и принципы:
- крупноблочная организация учебного материала вместе с рекомендациями и заданиями по его изучению;
- возможность выбора учащимися уровня усвоения, форм, места и темпа изучения материала;
- свободный самоконтроль и взаимопомощь в процессе работы на уроке;
- добровольность домашней работы;
- предоставление каждому ученику шанса улучшить свои итоговые результаты;
- демонстрация безграничного доверия к ученику, уверенности в его возможностях;
- участие учащихся в оценке эффективности учебного процесса;
- возможность реализовать себя в творческой деятельности;
- создание условий для успешной познавательной деятельности для каждого ученика.
Изучение темы по данной технологии начинается с разработки
модульной программы, имеющей определенную комплексную дидактическую
цель. Цели в программе пишутся для учащихся. Далее в программу входит
совокупность модулей, имеющих самостоятельное значение. Каждый модуль
состоит из последовательно усложняющихся дидактических задач (учебных
элементов). Начинается модуль с нулевого учебного элемента, где
формулируются интегрирующие дидактические цели.
Модульная программа содержит в себе указания на объем
изучаемого материала, уровень его усвоения и советы в письменной форме
как рационально действовать. Ее лучше оформлять на печатной основе или в каком-либо другом письменном виде.
Схема модульной программы.
Количество и содержание модулей зависит от учебного материала и целей, которые необходимо достичь при его изучении.
Входной контроль - это первый этап занятия, на
котором выясняется, что учащиеся помнят и знают по данной теме. С
помощью наводящих вопросов, примеров создается проблемная ситуация,
показывается необходимость изучения материала. На данном этапе ведется
живой диалог, в ходе которого дети высказывают свою точку зрения,
спорят.
Презентация нового материала проводится
укрупненными блоками, излагается самое значимое, что обеспечивает
целостное восприятие информации. Материал оформляется в виде опорного
конспекта, блок-схемы или алгоритма. Работа по приобретению новых
знаний осуществляться в различных формах: лекция, работа с учебником,
лабораторная или исследовательская работа.
Цель коррекционного этапа - установление обратной
связи и своевременное исправление ошибок в понимании нового материала
школьниками. Ученикам делают задания, которые они выполняют под
контролем учителя, если необходимо вносятся коррективы. Дальнейшая
работа ведется в группах. Класс делится на статистические пары (два
ученика, объединившихся по желанию) или на динамические (четверо
учащихся, выполняющие одно задание в разных вариантах). После
выполнения своего варианта и самоконтроля школьники обсуждают задание с
каждым партнёром. Ученики анализируют ответ, находят ошибки, объясняют
друг другу, в чем они заключаются.
На этапе самоконтроля и самооценки результатов
работы каждый ученик самостоятельно определяет для себя тот объем
работы (ступень), с которым он мог бы справиться. Если в процессе
работы ребенок испытывает затруднения, тогда оказываю необходимую
консультацию или помощь. На этом этапе дети получают качественную оценку
усвоения материала. У них появляется чувство удовлетворения своей
работой и стремление к новым познаниям.
При рефлексии выясняется, какие вопросы удалось
решить, а какие нет. Так как в данной технологии активизация
познавательных усилий школьника переносится на учебное занятие, поэтому
работа на дом носит вариативный характер и включает задания на
выбор.
После завершения работы с модулем осуществляю выходной контроль знаний
и умений учащихся. Установление уровня усвоения материала школьниками
осуществляется с помощью текущего, тематического и итогового контроля.
Учет знаний и умений учащихся проводится в виде опроса, решения тестов,
зачетов.
Технология модульного обучения имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Отрицательные стороны технологии модульного обучения:
- ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей;
- учителю надо готовить большой объем печатной продукции к уроку.
- не все темы подходят для работы по модульным программам.
Положительные стороны технологии модульного обучения
- учитель имеет возможность сконцентрировать внимание на индивидуальных проблемах обучающихся;
- учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме, и что должны уметь после изучения модуля;
- учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности;
- технология хорошо сочетается с различными технологиями, методами, формами и приемами организации учебной деятельности.
Фрагмент модульной программы
Тема: « Показательные уравнения».
Цель:
- Познакомиться с разными способами решения показательных уравнений и неравенств.
- Отрабатывать навыки решения показательных уравнений и неравенств.
- Развивать логическое мышление, память, внимательность, умение работать самостоятельно.
Модуль №1(I способ решения показательных уравнений)
УЭ- 0. Ваша цель - изучить первый способ решения показательных уравнений, который основан на приведении к одному основанию.
УЭ – 1. Изучите алгоритм решения уравнений.
- Обе части уравнения с помощью свойств степеней необходимо представить в виде степени с одним и тем же основанием
- Основание степеней опустить, а показатели приравнять.
- Решить получившееся уравнение.
УЭ – 2. Прочитайте и разберитесь в решении.
27∙ 9х-1 = 1
приведем обе части уравнения к основанию 3
33 ∙ (32)х-1 = 30
33 ∙ 32х-2 =30
32х+1 = 30
2х + 1 = 0
х = -0,5
Ответ: -0,5
Запишите его в тетрадь.
Рекомендация: Работайте парами. Задайте вопросы друг другу, если будет непонятно.
УЭ – 3. Решите уравнение
Рекомендация: Приведите к основанию 3. Будьте внимательны, слева
и справа должно стоять по одной степени с одинаковым основанием.
УЭ- 4. Выполните задания
I ступень: № 208(4), 209(4), 210(2, 6), 215(4)
II ступень: № 214(2), 216(2)
III ступень: № 217(2)
Рекомендация: Проверяйте решения и ответы друг у друга. Помните,
что переходить на следующую ступень можно тогда, если вы правильно
выполнили все задания I уровня.
УЭ – 5. Подведите итог работы: усвоили вы первый способ решения
показательных уравнений? Достигли ли вы цели работы на занятии?
Довольны ли вы преодоленной ступенью?
Модуль №2. (II способ решения показательных уравнений)
УЭ- 0. Ваша цель - изучить второй способ решения показательных
уравнений, который основан на вынесении общего множителя за скобки.
УЭ – 1. Изучите алгоритм решения уравнений.
- Вынесите общий множитель за скобки
- Упростите получившееся выражение в скобках.
- Приведите обе части уравнения к одному и тому же основанию
УЭ – 2. Прочитайте и разберитесь в решении уравнения:
2х+2 – 2х +2х+1 = 20
вынесем за скобки 2х
2х ∙(22 – 1+21) = 20
упростим в скобках
2х ∙5 = 20 |: 5
2х = 4
х = 2
Ответ: 2
Запишите его в тетрадь.
УЭ – 3. Прочитайте и разберитесь в решении уравнения:
3∙2х+1 +2∙ 5х-2 = 5х + 2х-2
степени с основанием 2 перенесем в левую часть, а с основанием 5 в правую часть
3∙2х+1 - 2х-2 = 5х - 2∙ 5х-2
вынесем общий множитель
2х-2 ∙(3∙23 – 1) = 5х-2 ∙(52 – 2)
упростим в скобках
2х-2 ∙23 = 5х-2 ∙ 23 |:23
2х-2 = 5х-2
т.к. 5х-2 ≠ 0, то разделим обе части уравнения на 5х-2
х = 2
Ответ:2
Запишите его в тетрадь.
Рекомендация: Работайте парами. Задайте вопросы друг другу, если будет непонятно.
УЭ – 4. Решите уравнение 2∙3х+1 -6∙3х-1 – 3х =9
УЭ – 5. Выполните задание:
I ступень № 211(2)
II ступень № 218(2)
III ступень № 222(2)
Рекомендация: Проверяйте решения и ответы друг у друга. Помните,
то переходить на следующую ступень можно тогда, если вы правильно
выполнили все задания I уровня.
УЭ – 6. Подведите итог работы: усвоили вы второй способ решения
показательных уравнений? Достигли ли вы цели работы на занятии?
Довольны ли вы преодоленной ступенью?
|