Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Новые технологии в обучении » Критическое мышление

Все по критическому мышлению

 

                                                Что такое критическое мышление?        

1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное

- мышление может быть только тогда, когда оно носит индивидуальный     характер;

- критическое мышление не обязано быть современно оригинальным: мы      вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные;

- студенты должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать сложные вопросы.

2. Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления

        - нужно учиться не ради информации, не ради изучения фактов;

- нужно не запоминать информацию, а уметь ее понимать, применять, анализировать, синтезировать и оценивать.

3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить

- подлинный познавательный процесс на любом этапе характеризуется стремлением познающего решить проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей;

- замена традиционного «накопительного» образования на образование «проблемно-постановочное», когда студенты занимаются реальными, взятыми из жизни проблемами.

4. Критическое мышление стремиться к убедительной аргументации

- критически мыслящий студент находят собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами;

- критически мыслящий студент сознает, что возможны иные решения проблемы, и стараются доказать, что выбранное им решение лотичнее и рациональнее прочих.

- всякая аргументация содержит в себе три основных элемента: утверждения, довод, доказательство.

5. Критическое мышление есть мышление социальное

-                      на занятиях студенты всегда должны работать в парах, в группах, включая дебаты и дискуссии;

-                      преподаватель использует различные виды публикации письменных работ студентов;

-                      нужно уделять большое внимание выработке качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.   ДЭВИД КЛУСТЕР (отрывки из статьи «Что такое критическое мышление?»

 

Сегодня вопрос «Чему и как надо учить?», другими словами, содержание и методика обучения,  является наиболее актуальным в деле образования.

Педагоги, придерживающиеся передовых взглядов, отказываются от репродуктивных методов, составляющих основу традиционной системы обучения. Все мы удостоверились в том факте, что знания не есть сведения, которые мы держим в памяти, и формула «знания = информация» безнадежно устарела. Ведь общеизвестно, что вся информация, доступная человечеству, удваивается каждые четыре года, если же знания будут развиваться в такой же стремительной пропорции, то в скором времени они будут удваиваться через каждые 76 (!) дней. К тому же если учесть, что объем человеческой памяти также является ограниченным (наш мозг может запоминать информацию объемом примерно в 300 миллионов книг), то мы не в состоянии удержать в памяти такое количество сведений. Каждая новая информация вытесняет из нашей памяти старую, ставшую ненужной, которую мы забываем. Прав тот философ, который когда-то изрек: «Для человека естественно не помнить, а забывать».   

На самом деле, мы, оглядываясь на школьные и студенческие годы, с сожалением признаемся в том, что почти все, что мы знали прежде, ныне безнадежно забыто. И мы уже смутно помним сведения, которыми прекрасно владели в прошлом. Как здесь не вспомнить студенческие годы, когда накануне экзамена мы знали почти все, что связано с данным предметом?! Теперь же многое позабыто и подернуто дымкой забвения.

Если невозможно познать и хранить в памяти все, а содержанием обучения и познания является не информация, то что должен хранить человек в своей ограниченной памяти? 

Здесь нужно обратить внимание на некоторые знания, которые носят универсальный характер и  могут быть применимы в любой сфере и отрасли. Хотелось бы привести некоторые их них.

Обучающийся должен владеть навыками обработки любой информации. Другими словами, следует стремиться к тому, чтобы он из обширнейшего потока информации сумел выбрать то, что ему необходимо в данный момент как обучающемуся, пригодится в будущем как специалисту. В этом случае информация понимается не как результат (что характерно для традиционной системы образования), а как начальная фаза обучения: обучающийся  запоминает нужную информацию, понимает и применяет в своей практике, анализирует, на ее основе конструирует новые знания, оценивает с точки зрения собственного социального опыта. Таким образом, в процессе обучения обучающийся воспринимает знания и учится навыкам и методике конструирования новых знаний. 

А как же обучающийся может научиться подобным умениям и навыкам? Ответ здесь едва ли не единственный: преимущественно самостоятельно, только в процессе активного об/учения, пользуясь активными формами обучения. 

Здесь главной проблемой обучения мне хочется назвать формирование личной ответственности каждого обучающегося за свои знания, потому что жизнь доказала действенность и целесообразность принципа «нельзя научить, можно лишь научиться». Другими словами, основу процесса об/учения должны составлять активные действия, только те знания важны и эффективны, которые воспринимаются со стороны обучающегося активно: он должен уметь самостоятельно переосмыслить любую информацию и применить ее в жизни, для чего ему следует обучиться универсальным приемам обработки информации.

Никто не знает, какие реальные проблемы и трудности ожидают нас в будущем. В этом каждодневно меняющемся, полном динамике мире делать прогнозы по этому поводу дело неблагодарное и вряд ли нужное. Поэтому следует признать непреложным факт, что нынешнему ученику, а не учителю, придется самому жить и принимать решения в будущем. Засим в процессе обучения главный акцент нужно перенести с обучающего на обучающегося. Кстати, данный принцип декларирован в «Правилах организации деятельности высших учебных заведений», где говорится о том, что студент является  главным субъектом образовательного процесса.

Здесь уместно привести следующий принцип обучения, который хорошо известен: в обучении акцент следует перенести с результата на процесс. Другими словами, в обучении главным является не вопрос «чему учить», то есть содержание, а «как учить», иначе методика, сам процесс урока.   

В свое время древнегреческий философ Платон объяснял познание и получение знаний как процесс воспоминания: знания находятся в самом человеке, они являются врожденным свойством человека, цель познания состоит в том, чтобы вспомнить их. Это понимание основывается на невозможности транспортировки знаний от учителя к ученику: каждый должен сам познать, то есть вспомнить, иначе он ничему не научиться.

Однако здесь проблема упирается не только в методику преподавания. Речь идет о концептуальном вопросе обучения, предполагающем, что знания, преподносимые в готовом виде, не могут быть глубоко воспринятыми. На это обращали внимание и Сократ, который своим ученикам задавал только вопросы, и суфийские учителя, об этом говорил и Мишель Монтень. У казахов по этому поводу есть поговорка, гласящая: «Пережеванная пища не накормит ребенка, у которого есть зубы».

Образовательные традиции должны нацеливаться на формирование у обучающихся  собственного понимания жизни, чтобы тем самым они определили свою, несравнимую ни с кем  особенность и обрели уверенность в себе.

Каждый человек задумывается над вопросами: «В чем высокий смысл моего пришествия в этот мир? Какое место я занимаю в этой Вселенной? Как я могу найти свое место в мироздании? Какой след, какие добрые дела оставлю я после себя?» Эти вопросы нас волнуют. Мы понимаем, что очень трудно достичь высоких целей в жизни, потому что каждому из нас кажется, что все слова давным-давно уже сказаны, а все действия совершены без моего участия, все тайны раскрыты без меня и в этом мире нет ниши для меня. Разве не остается мне теперь повторять слова и действия других людей? А ведь это не самое лучшее занятие, потому что здесь отсутствуют вдохновение и высота! Однако свое место в жизни мы можем обрести лишь после того, как полноценно проживем причитающуюся нам жизнь.

 Жан-Жак Руссо в своей книге «Эмиль, или о воспитании» пишет о том, как нужно обучить детей жизни. Жить – самая главная цель и задача человека, а это значит прочувствовать полноценно, всеми своими возможностями, всеми членами тела каждый миг жизни, каждое ее проявление: ведь мудрым называют не того, кто много прожил, а того, кто всесторонне прочувствовал жизнь. Поэтому ребенок со школьной скамьи должен обучиться не только какой-либо науке, он должен стать человеком, личностью, другими словами, он должен уметь жить. Это должна быть личность, которая настежь открывает свое сердце и душу жизни и другим людям, которая не исповедует ложных принципов и имеет своеобразный взгляд на жизнь, собственное ее понимание.

Жить своей жизнью – это найти нишу в жизни, оставленную для тебя; жить своей жизнью – это по-своему чувствовать и понимать все проявления жизни, слова и действия других. По мнению философа Мераба Мамардашвили, наша связь со Вселенной состоит из подобного понимания. Понимание означает нахождение своего места в жизни, потому что наше понимание превращается в частичку мира. Знания не существуют сами по себе, они всегда являются чьим-либо пониманием, прогресс и развитие знаний происходит при другом понимании другого человека (В. Губин,1997). Только понимая по-своему человек может найти свое место в мире.

Таким образом, обучающиеся должны размышлять о любой проблеме,  рассматриваемой в учебном процессе, самостоятельно изучать ее и сформировать  собственное понимание. Школа и вуз должны в свою очередь помочь обучающемуся определить свой мир, его ценности и принципы. Через это ученик может раскрыть рефлексивное пространство своей души, будет учиться управлять им. Если традиционное образование под развитием личности  понимает его интеллектуальный рост, то мы этот вопрос должны основывать на самостоятельной рефлексии обучающегося, то есть на его собственном отношении к исследуемой реальности, понимании смысла ее ценностей, причин и следствий.

Рефлексия есть размышление, формирование собственного понимания, познание и понимание самое себя. Она должна составлять основу всех действий обучающегося в школе и вузе. И только через рефлексию ученик и студент могут решать возникшие перед ними проблемы и вопросы.

В обучении целесообразно обратить внимание еще на один важный вопрос – развитие социального опыта обучающихся. Другими словами, в процессе обучения должно преобладать социальное содержание.       

         На каждом занятии ученик и студент входит в общение с другими участниками процесса обучения и становится активным участником коммуникативного процесса, размышляет над тем, как можно наладить взаимоотношения в коллективе, обществе, социуме, команде.

          По большому счету, человеческое существование зиждется на таком общении. Приятие мыслей, мнений, воззрений другого человека, стремление к его пониманию, умение ставить себя на место чужого человека – все эти качества определяют состояние общества и социальный статус отдельного человека. Самые нужные  в жизни умения и навыки – уметь устанавливать взаимоотношения в обществе, находить общий язык с другими. Только так мы сможем преодолеть эгоизм, присущий  от рождения природе каждого человека. Философ Эрих Фромм особо подчеркивал эту мысль: «Главная задача человека в жизни – преодоление нарциссизма».

        Идея общения, по мнению Канат Нурлановой  лежит в основе казахской национальной идеи

. Наши предки придерживались мысли, что смыслом жизни является общение, взаимоотношение, понимание друг друга, через которые и формируются внимательное и уважительное отношение к другим. Эта идея лежит и в основе жизнепонимания известного степного философа и краснобая ХІХ века Больтырыка, о чем можно судить из его следующих слов, приводимых в изустном рассказе: «Когда у старого мудреца на склоне лет спросили:«Что является смыслом жизни, что самое дорогое : дети, счастье или достаток?», он ответил: «Дети подобны следам, которые мы оставляем после себя; счастье подобно птице, летающей в небе; богатство подобно кусочку льда, тающему в руках… Разве мы с вами (наше с вами общение) не  являемся смыслом жизни?».    

         Еще один важный вопрос, на который нужно обратить внимание. Вуз и школа  должны нацеливаться на формирование у  обучающихся умений делать правильный выбор и принимать  решения. Вся наша жизнь соткана из сплошного выбора и следующей за ним необходимости принимать какое-либо решение. Но приучены ли мы делать правильный выбор и принимать соответствующее решение? А ведь это очень сложное дело. Вы можете пробежаться глазами по вчерашнему дню и вспомнить все ситуации, когда Вы сталкивались с каким-либо выбором. Были ли Ваши решения адекватны им? Считается, что умный это не тот, кто много знает, а тот, кто принимает правильные решения…

 


 


 

 


    

 


        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Критическое мышление | Добавил: mama (28.10.2011)
Просмотров: 1624 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: