Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Новые технологии в обучении » Дебаты

Программа "Дебаты"


Сегодня одной из наиболее популярных технологий среди педагогов в современной школе является технология дебатов. Как образовательная технология дебаты позволяют решить большую группу воспитательных задач, к числу которых относятся: формирование коммуникативной и информационной культуры; воспитание толерантности, терпимости к иным точкам зрения; развитие критического мышления; развитие навыков саморегуляции и самоконтроля в напряженных социальных ситуациях.

Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они так же развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение или изменить проводимую политику.

В учебном процессе использование технологии «Дебаты» позволяют решить целый комплекс задач, стоящих перед современным образованием.
«Дебаты», в частности, развивают следующие специальные и общеучебные навыки:
- использовать различные источники информации для подготовки к дебатам;
- собирать, синтезировать и анализировать полученную информацию;
- пользоваться новыми понятиями в построенной речи;
- использовать различные способы работы с текстом;
- правильно составлять аргумент, строить систему аргументации;
- выстраивать сюжет доказательств по алгоритму;
- работать в команде;
- находить противоречия в рассуждениях.

Рассматривая образовательный аспект Программы "Дебаты", мы считаем важным выделить ее роль в формировании личности. При этом формируемые способности и навыки мы расцениваем лишь как дополнение к личностным ресурсам. Главное же для нас - ситуация становления и развития.

Дебаты позволяют развить навыки эффективного публичного выступления, работы с информацией, подготовки кейса, стресстоустойчивости, работы с вопросами, командного взаимодействия; расширить кругозор; развить коммуникативную компетентность. Кроме того, Дебаты позволяют распространять гуманитарные ценности толерантности и терпимости в противоположной точке зрения.

Навыки и умения, приобретаемые в ходе освоения технологии «Дебаты»:
• Умение работать с разнообразными источниками, анализировать полученную информацию, структурировать ее и использовать в обосновании своей позиции;
• Преодоление неуверенности при публичном выступлении;
• Умение слушать и слышать своих оппонентов, учитывать сильные и слабые стороны противоположных точек зрения, ставить себя на место другого. Корректное отношение к оппонентам;
• Изучение, исследование и анализ важных проблем современности. Использовать доступные средства для лучшего решения задачи;
• Умение работать в команде;
• Умение задавать и отвечать на вопросы;
• Развитие ораторского мастерства и навыков презентации.

Игра "Дебаты" - это соревнование, которое стимулирует подростка освоить все имеющиеся приемы и применять их с максимальной эффективностью в зависимости от ситуации общения. Игры носят, прежде всего, ценностный характер. Они формируют активную гражданскую позицию и способствуют социализации и самореализации подростков. Кроме того, игра - это активный способ организации досуга школьников.

Технология дебатов предполагает по своему содержанию «выращивание» рефлексивной компоненты у школьников. При этом не надо создавать специальные условия типа организационно-деятельностных, организационно-мыслительных игр. Содержание дебатной технологии сохраняется, а содержание материала постоянно меняется, что позволяет довести рефлексивные процедуры до устойчивых навыков. В том случае, если рефлексия становится постоянным атрибутом мышления человека, мы можем говорить о том, что реально существует способность к саморазвитию. Ученик человек самостоятельно будет выступать для себя как в роли автора, критика, проектировщика, так и в роли организатора коммуникативных, согласовательных процессов, а в последующем, при необходимых усилиях, может владеть и методологическим мышлением.

Результаты использования технологии "Дебаты":


• создает условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение;
• способствует формированию умений и навыков: работы с источниками, документами, справочными материалами, периодикой и т.д.
• развивает устную речь;
• учит критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения;
• учит слушать и слышать не только свое, но и другое мнение;
• учит работать сообща ради достижения общей цели;
• учит корректно общаться.

Дебаты - это интеллектуальная игра, в которой две команды, обсуждая заданную тему, выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить членов жюри (судей) в своей правоте и опыте риторики. Технология "Дебаты" представляет собой не только увлекательную игру, но и эффективное средство развития человека, формирования качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. В процессе поиска аргументов участники дебатов знакомятся с новой для себя областью знаний, учатся искать и обрабатывать информацию, логически мыслить, определять стратегию спора, вести дискуссию, выслушивать собеседника, работать в команде.

Дебаты способствуют развитию
• интеллектуальных,
• лингвистических,
• коммуникативных навыков,
• критического мышления.

Современная ситуация в системе образования отражает ситуацию в стране в целом. Строительство нового общества проецируется на образование его реформированием, причем это затрагивает различные аспекты: младшую, среднюю и высшую школы. Реформирование системы образования затрагивает не только структурные, но и содержательные компоненты.
Основной акцент делается на саморазвитие личности.Ттезис приобретения способности к саморазвитию не нов. Достаточно вспомнить историю педагогики и призывы наших предшественников к умственному воспитанию, к воспитанию способности самостоятельно приобретать знания, осваивать новые процедуры, способы деятельности, самоорганизовываться в ходе усвоения нового, наконец, – к умению учиться, и станет понятным, что стремление к самостоятельному развитию находило свое ценностно-педагогическое выражение.

Процесс, который будет обеспечивать выращивание у учащихся способности к саморазвитию является рефлексивная деятельность.
Технология «Дебаты», является инновационной технологией по формированию поколения «нового образца», способного критически мыслить, имеющего активную жизненную позицию, что, составляет основу рефлексивной деятельности. Поэтому мы будем рассматривать дебатный процесс как одну из форм, на содержании которого можно формировать способности ученика.

Механизм формирования

Психологи утверждают, что рефлексия появляется у человека примерно с 1,5 лет и окончательно она бывает развита у человека к 20-ти годам. Если не воспитывать потребность в рефлексии, желание рефлексировать, то у человека потребность в рефлексии практически не возникает, т.е. он так и не научится отслеживать, что с ним происходит, какая именно мысль или эмоция спровоцировала его на определенные поступки и каким образом он их совершает.
Важно в определенном возрасте сформировать эту потребность. И дебаты – один из способов сформировать необходимую потребность.

Механизм – это процесс, состоящий из описания этапов и методов:
1. Формирование потребности в рефлексии у школьников.
2. Развитие умений отслеживать ситуацию «здесь и теперь.
3. Развитие умений отслеживать себя в ситуации.
4. Формирование умений отслеживать собственную деятельность.
5. Формирование потребности в отслеживании механизмов и способов отслеживания.
6. Выработка навыков отслеживания механизмов отслеживания.

Категория: Дебаты | Добавил: mama (28.10.2011)
Просмотров: 812 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: